Войлок может быть теплым не только в качестве обуви и одежды. Еще из войлока можно навалять воспоминания из детства. По крайней мере, именно так сделала Ирина Андреева. Мастер рассказала, зачем ей понадобилось осваивать войлочную скульптуру и как публика принимает такой креатив.
«Это сушеная малина на самом старом черном противне. Она томилась в русской печи поэтому у нее такой бурый оттенок», — рассказывает художник Ирина Андреева, держа в руках созданный из овечьей шерсти поднос с маленькими ягодками.
Рядом русская печка в натуральный размер, даже задвижка у нее из войлока. Любую из работ Андреевой почти не отличишь от настоящих предметов — стульев или велосипеда. Все максимально детализировано.
«Этот проект возник, когда я вернулась в дом бабушки. Где проводила свои счастливые каникулы, я не была там давно и когда появилась, увидела, что от него остались бревна и стеклышки, это было для меня большой раной», — рассказывает собеседница.
По ее словам, скульптуры родились как попытка задержать ускользающие воспоминания детства, сохранить их. Войлочная девочка, которая кормит козу, ждет бабушку глядя в окно, играет с кошкой — это сама художница.
Она показывает поднос с пельменями, лепка которых раньше в каждой семье была ритуалом. Ирина уверяет, что из теста пельмени сделать гораздо проще и быстрее, чем из войлока.
Еще сложнее воссоздавать старинные фотографии — с помощью иглы и пальцев автор добивалась игры света на плоском изображении.
ГРЯЗНАЯ РАБОТА
Валяет мастерица из грязной овечьей шерсти, которую только что состригли с животного. Она говорит, что работать с этим материалом попробовала 20 лет назад и сразу поняла, что это ее.
«Когда дети и муж ложатся спать, я работаю. В начале это черная вода с таким запахом навоза от шерсти... Соседи по подъезду сразу чувствуют, что я валяю», — рассказывает автор.
Черной водой Ирина называет замоченную в воде шерсть. Каждую деталь, независимо от размера, она валяет мокрой шерсти руками. Руки от этого нередко страдают, ежедневная работа с войлоком, как минимум, оборачивается мозолями. А иногда мастерица стирает ладони в кровь.
Финальная стадия процесса — свалянные скульптуры нужно и высушить. «Мокрые скульптуры настолько живые, к ним настолько вежливо относишься, что моешь их детским мылом...», — говорит Ирина.
«ОЧИЩЕНИЕ» ВОЙЛОКОМ
Сейчас Ирина приехала из Москвы с выставкой своих работ в Новосибирск. На создание экспозиции, размещенной в Центре современного искусства Краеведческого музея, ушло 1,5 года.
«Оно само идет и ничего надо думать, ты не успеваешь придумать технику, тем более я этому не училась, я делала по наитию. Для меня это не техника, это отношение к материалу. Надо отключить мозги и работать. Это, наверное, не я делаю», — улыбается Андреева.
Она добавляет, что валяние очень «личный» процесс, поэтому не проводит мастер-классы. «Я когда сделала это проект, я долго не могла понять — могу я выставлять его или нет. Это настолько личное...» , — рассказывает Ирина.
Художница говорит, что случается, когда посетители выставки плачут. «Я лавочки специально сделала (на выставке) чтобы они плакали, потому что сидя плакать удобно. Многие говорят, что отсюда выходят очищенные как из храма», — рассказала автор выставки.
Зрители, которые поделились впечатлениями с Sibnet.ru, про храм не говорили. Но многие отметили, что и не предполагали такой эффект, когда «войлочные фигурки кажутся такими «трогательными и родными».
Ирина Андреева пообещала приехать еще раз — на закрытие выставки 13 января.