Зима: стиль жизни

Три сибирских мегаполиса: у кого сугробы ниже

Три сибирских мегаполиса: у кого сугробы ниже

Всемирный день снега отмечается в предпоследнее воскресенье января. Смысл праздника — в повышении интереса к активному «снежному» отдыху. Однако снег в мегаполисах — не только лыжни в парках и горки во дворах, но и беда для коммунальщиков. Как он влияет на жизнь сибирских миллионников и как удается справляться с этим явлением природы, рассказали представители местной власти и общественники.

Городов-миллионников в Сибири — три. По площади самый большой Омск (572,9 кв. километра), затем Новосибирск (505,62 кв. километра) и Красноярск (359,3 кв. километра). Такое же соотношение и по протяженности улично-дорожной сети: 1,6 тысячи километров в Омске, около 1,4 тысячи — в Новосибирске и чуть больше 1 тысячи километров — в Красноярске. Все три мегаполиса имеют в активе зимы с осадками, в несколько раз превышающими норму.

Фото: © Sibnet.ru

ПРОКУРАТУРА ПРОТИВ СНЕГА В ОМСКЕ

«И нынешняя, и прошлая зима в Омске относятся к категории многоснежных. В ноябре осадки в Омске были выше нормы, в декабре — в районе нормы, в первую декаду января выпало сразу две нормы. На городской метеостанции зафиксирован уровень снега в 42 сантиметра», — сообщила Sibnet.ru пресс-секретарь Омского гидрометцентра Наталья Баркова.

По данным «Яндекс.Пробки», с 1 ноября 2014 года в Омске максимальный показатель пробок — 10 баллов —был зарегистрирован 26 ноября. Девять раз омские пробки составили 9 баллов, и 14 раз загруженность города оценивалась в 8 баллов.

Терпение у горожан начало заканчиваться после новогодних праздников, в первый рабочий понедельник, когда город вновь встал в многокилометровые пробки. Социальные сети заполнили возмущенные комментарии: «За всю зиму 1-2 раза убрали. Снег вообще не вывозят, сделают барханы по всей длине обочины и довольные», «Мэр — это завхоз города, административная должность. И он должен следить, чтобы все городское хозяйство, которое ему доверили было в отличном состоянии. Если он не в состоянии этого делать, то пусть проваливает».

Но самое весомое слово сказала прокуратура. Ведомство напомнило, что последствиями плохой уборки становится не только затрудненный проезд. Так, 17 октября 2014 года после снегопада произошло 265 ДТП, что является весьма повышенной цифрой для Омска. Всплески аварий фиксировались и после. ДТП, по мнению прокуратуры, произошли, в том числе, из-за снежных валов на перекрестках и поблизости от остановок.

Главная проблема города — это нехватка снегоуборочной техники. «Как показала проверка, нормативная потребность в дорожной технике бюджетного учреждения Омска «Управление дорожной деятельности и благоустройства» составляет более тысячи единиц, однако в настоящее время используется около 350», — говорится в заявлении надзорного ведомства.

В итоге прокурор областного центра вынес мэру Вячеславу Двораковскому представление, а директора Управления дорожной деятельности и благоустройства предупредил об ответственности. Горсовету, который утверждает бюджет мегаполиса, ведомство указало, что дорожная отрасль в городе недофинансируется.

Фото: © Павел Комаров, Sibnet.ru

«У нас очень тяжелый бюджет — всего порядка 13 миллиардов рублей. Для миллионного города это очень мало. (Доходная часть бюджета Новосибирска на 2014 год — 34 миллиарда рублей, Красноярска — 28 миллиардов рублей). Львиная доля казны уходит на социальные расходы. Я не думаю, что мэрия не хочет видеть наш город красивым и убранным. Ресурсов не хватает», — прокомментировал Sibnet.ru депутат горсовета Алексей Саяпин.

Но не отреагировать мэрия не могла. Первый зам мэра Сергей Фролов дал поручение соответствующему управлению — обратить особое внимание на очистку от снега не только автомобильных магистралей, но и прилегающих пешеходных дорожек. «Пока это не всегда получается сделать оперативно, поэтому мы нередко получаем справедливые нарекания в свой адрес. Необходимо, чтобы и пешеходам создавались нормальные условия», — подчеркнул Фролов.

По данным Управления дорожного хозяйства и благоустройства, уже на следующий день с автомагистралей города было вывезено около 4,6 тысячи кубометров снега. На дорогах работало более 370 единиц специальной техники — больше, чем насчитала в наличии прокуратура, поскольку мэрия начала привлекать технику частных организаций.

Власти при этом заверили, что в городе постепенно будет решена проблема недостатка дорожной техники. На ее приобретение в 2015 году из бюджета выделен 51 миллион рублей. В том числе 30 миллионов рублей пойдут на приобретение специальной снегоуборочной.

«За текущую зиму с улиц Омска уже вывезено 166 тысяч кубометров снега. Для сравнения: год назад нам удалось вывести только 95 тысяч кубических метров. Только в Центральном округе нам предстоит еще вывезти 400 тысяч кубических метров снег. И в, первую очередь, это связано с особенностями нынешней очень снежной зимы», — отметил первый замдиректора управления дорожного хозяйства и благоустройства Александра Фрикель.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

НОВОСИБИРСК ПЛАВИТ СНЕГ

Как сообщил пресс-секретарь Западно-Сибирского Гидрометцентра Ренад Ягудин, особенно снежные зимы в Новосибирске были в 1969 и 2007 годах. «В этом году высота снега больше нормы от 5 до 30 сантиметров (по разным районам)… Это создает определенную проблему для транспорта и коммунальных служб», — сказал Ягудин. Но по высоте покрова и количеству осадков рекорды прошлых лет пока не побиты.

В том, что касается проблем для транспорта, действительно, самые сложные пробки сезона были связаны именно со снегопадами. Как рассказала региональный представитель «Яндекс» Ольга Молодан, с 1 ноября 2014 года по 16 января 2015 года загруженность новосибирских дорог дважды оценивалась в 10 баллов — 19 и 24 ноября. Заторы в 9 баллов были зафиксированы десять раз, в 8 баллов — 20 раз. И самые длинные пробки наблюдались в снежные дни, в основном в ноябре и декабре. Самая длинная была 27 ноября —12,8 километра.

О сложностях, связанных со снегом, говорит и ГИБДД. «Достаточно много предписаний выдается мэрии по уборке снега. Много было снега… и сотрудники ГИБДДД понуждали дорожников устранять нарушения», — сказал представитель УГИБДД по Новосибирской области Алексей Толочный.

Со снегом на дорогах в Новосибирске борются без особых инноваций. От реагентов отказались: они дорогие и замерзают за три часа, превращая дороги в ледяную корку. А пескосоляная давно доказала свою эффективность, к тому же не так сильно портит обувь. Дороги посыпают песком с солью и после выдержки временного интервала начинают собирать и вывозить. Дорожная техника работает в основном ночью, что обеспечивает максимальный КПД.

Но очень много времени уходит на транспортировку убранного с дорог снега. Именно эту проблему местные власти попытались решить инновационно — за счет снегоплавильной станции в городской черте. В Сибири это первая подобная установка. Сейчас в ней плавят в час по 250 кубометров снега из Центрального округа, а также части Дзержинского и Октябрьского районов города.

В декабре мэр Анатолий Локоть вернулся к подзабытой идее о строительстве второй снегоплавильной станции, на левом берегу. Мэрия планирует построить вторую станцию, как и первую, на средства инвестора. Точные сроки пока неизвестны.

Фото: © Елена Кондратенко

Сейчас в штатном режиме на улицы выходит 320 единиц техники, при обильных снегопадах — 380. Прошлой зимой максимальное количество работающих в смену машин доводили до 400 (про тысячу, как в Омске, здесь никогда не говорили). Но остается нерешенной проблема нехватки кадров, хотя укомплектованность и повысилась — сейчас 86%. И повысилась их зарплата: грейдеристы и водители грузовиков, по данным властей, теперь получают около 25-27 тысяч рублей.

Всего с начала зимнего сезона на 11 января 2015 года из Новосибирска вывезено 1,7 миллиона кубометров снега. За аналогичный период прошлого года — 780 тысяч, за всю прошлую зиму — 3,5 миллиона кубометров.

Ответственный секретарь Авто-Мото Ассоциации Алексей Носов считает, что, несмотря на прошлогодние увольнения чиновников, уборка снега в этом году стала хуже. «У ДЭУ №1 износ техники 116%, новая не закупается. Есть кадровый голод у всех ДЭУ потому, что уровень зарплат не выдерживает конкуренции с бизнесом... Работа на самом деле адская с учетом того, что техника старая и работы большое количество. Мужики, которые работают на уборке снега, совершают подвиг каждый день», — считает Носов.


По его убеждению, «есть огромные управленческие провалы». «У проблемы есть имя — Валерий Жарков (начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии), пока этот человек у должности, у нас ничего с уборкой не изменится… Ему мэрия дает задания, а он их не выполняет», — заявил Носов.

Однако член комиссии городского хозяйства горсовета Антон Тыртышный не согласен с подобными утверждениями и оценивает уборку снега как вполне нормальную. «Кто среди общественников является специалистом соизмеримого уровня с Жарковым, с подобным опытом работы, чтобы оценивать компетентность и некомпетентность? Люди оценивают уборку снега по тому, сколько баллов в «Яндекс.Пробках». Но это не только от снега зависит. Валить все на Жаркова — это самое простое», — сказал депутат.

Пробки, по его словам, возникают из-за того, что транспортная инфраструктура не справляется с числом автомобилей. И ситуация закономерно усугубляется, когда при выпадении снега становится на одну полосу меньше. «Можно убирать снег со всех дорог каждый день, но тогда не останется денег в бюджете ни на детсады, ни на что. Зато будут самые чистые в Сибири дороги», — сказал Тертышный.

Замглавы по ЖКХ в Октябрьском районе Алексей Мухарыцин считает, что основные дороги Новосибирска вычищены, но есть проблемы с внутриквартальными проездами. Но он тоже говорит про дефицит бюджета. «Когда массированно идет снег, тяжело справиться, это же не Москва, где тысячи (единиц) техники задействованы. Я думаю, что в городе бюджет не совсем позволяет так убирать», — сказал Мухарыцин.

Новосибирские общественники в этом году призвали горожан поучаствовать в акции «Откопай Новосибирск». Через мобильное приложение можно отправить фото сугробов и нечищеных дорог, а получившие его активисты обращаются к властям. Таких фактов было уже более 120. «Большая часть жалоб связана с внутриквартальными проездами, на что у мэрии не хватает сил. В Дзержинском районе обнаружили улицу (проезд между улицам Авиационной и Юргинской), которая в принципе никогда не чистилась. Ее в этом году ее впервые почистили после жалобы», — рассказал основатель организации «Гражданский патруль» Ростислав Антонов, добавив, что на все обращения власти оперативно реагировали.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

В КРАСНОЯРСКЕ СКОЛЬЗКО

Эта зима для Красноярска стала одной из самых теплых и малоснежных в XXI веке. Причем, если ранее подобные зимы были раз в 10-12 лет, то теперь аномальное тепло пришло в Красноярск второй год подряд.

Как рассказала представитель Красноярского гидрометцентра Оксана Сальникова, в минувшем декабре средняя температура воздуха была выше нормы на 5 градусов и составила 9 градусов ниже нуля (в декабре 2013 года средняя температура превысила норму на 8 градусов).

Из-за отсутствия снега этой зимой так и не была открыта одна из популярных лыжных трасс в Красноярске — на острове Татышев. Теплая погода вызвала разрушение скульптур в ледовых городках.

Январь 2015 также начался с аномально теплой погоды. Среднесуточная температура в это время должна быть около 16 градусов мороза, сейчас же она около минус 6. И количество осадков при этом в Красноярске составило всего 55% от нормы. И, к примеру, за новогодние праздники с улиц города было вывезено всего 14,5 тысячи кубометров снега.

В тоже время в Красноярске случаются и особо холодные зимы с обильными осадками. Так в 2009-2010 годах количество осадков было на треть больше нормы. Уже в ноябре снежный покров в ноябре был на 40 сантиметров выше, чем обычно (54 сантиметра при норме 14 сантиметров).

Отсутствие снега этой зимой спасло красноярских дорожников, в иные годы бывших постоянной мишенью блогеров и журналистов. Значительно сократилось и количество обращений горожан по вопросам уборки, за зиму их всего поступило 57, в 2014 году – около 400.

Службы без особых проблем ликвидируют последствия редких снегопадов. Обеспечивая круглосуточную уборку снега, в городе работают около 200 единиц техники: комбинированные дорожные машины, комплекты малой дорожной техники, «Бобкэты», тротуарные щетки, грейдеры, самосвалы. Вручную город убирают более 300 человек.

Традиционных для Новосибирска и Омска пробок из-за снегопада в Красноярске этой зимой не было. Но наблюдается другая беда. Днем на улицах появляются лужи, которые застывают вечерами. Как следствие — многочисленные ДТП по причине гололеда.

Фото: © Sibnet.ru
Новости