Этот краснокнижный кот — скрытное и очень осторожное животное, и оттого малоизученное. В Сибири манул обитает в Республике Алтай, Туве, Бурятии и юго-восточной части Забайкалья. Ученые поделись с Sibnet.ru кадрами фотоловушек и фото из личных архивов, которые посчастливилось сделать на горно-степных ландшафтах этих сибирских регионов.
Еще одно название манула — палласов кот. Он получил его в честь Петера Симона Палласа, немецкого и российского натуралиста, открывшего манула для науки в ХVIII веке. Есть предположение, что манул находится в родстве с персидскими кошками, которые похожи на него пушистой шерстью, округлыми формами и довольно необычной для остальных пород формой головы.
Кончики серой густой шерсти манула белые, отчего кажется, что кот слегка припорошен снегом. У него более плотное телосложение, чем у домашних собратьев. Вес манула — около 5 килограммов. А лапы — более мощные и короткие.
Охотится манул в сумерках и днем, реже ночью. Этот зверь умеет так хорошо маскироваться, что даже в ровной открытой степи, в траве высотой всего 8-10 сантиметров, разглядеть его очень трудно. Но бегает он не быстро и если при нападении крупного хищника не удается укрыться в норе, падает на спину и отважно обороняется.
Гон у манула в конце февраля. Одна самка приносит от трех до шести котят. Они появляются на свет в конце апреля — начале мая. Алтайский зоолог Генрих Собанский считает, что уже в конце сентября они начинают самостоятельную жизнь. Однако это спорный вопрос. По словам координатора программ Сибирского экологического центра Анны Барашковой, иногда находили котят возле выводковых нор и зимой. Вполне вероятно, что они могут жить с матерью и до весны, а потом уже расселяются (в том числе и потому, что у кошки появляется новое потомство).
Манул занесен в международную и российскую Красные книги. На территории России, где находится самая северная часть ареала обитания редкого кота, насчитывается около 10 тысяч особей. Это животное имеет статус близкий к угрожаемому. Численность сокращается «естественным» образом. Кроме того, манулу угрожают браконьеры и существует угроза исчезновения подходящих для обитания мест.
«Мы делаем такие выводы на основании исследований, которые ведутся с 2007 года. Однако это очень приблизительная оценка и мы указываем только нижний предел. Для уточнения требуется включение в изучение других территорий — потенциальных мест обитания манула, а это значит, вовлечения большего количества исследователей, причем обученных, и существенных финансовых вложений», — говорит Барашкова.
Скрытный образ жизни животного осложняет его изучение. Кроме того, говорят специалисты, для изучения манула не привлекается столько сил, как для исследования снежного барса или амурского тигра. Поэтому сведения о нем до сих пор не полны. Однако новая информация появляется, в том числе и благодаря фотоловушкам, которые устанавливают в местах предполагаемого обитания животного.
«Фотоловушки дают результаты в недоступных для пешего обследования территориях. Кроме того, новые данные расширяют и наше понимание этого вида. Особенно много новостей приходит с противоположных границ ареала манула – с северной (в России) и с южной. Так, например, оказалось, что манул более высоко поднимается в горы на Алтае, чем это предполагалось. На высотах порядка 3 тысяч метров над уровнем моря и выше манул не раз регистрировался фотоловушками, которые установили на снежного барса», — рассказывает исследователь.
Также благодаря фотоловушкам за последние два года манул впервые обнаружен в ряде горных стран Внутренней Азии – Бутане, Непале. После долгого перерыва его обнаружили в Пакистане и в Тибете (Китай). Все эти встречи проходили на высотах более 3,5 тысячи метров над уровнем моря – вплоть до 5 тысяч.
На российской территории манула охраняют в ряде федеральных заповедников и нацпарков. Прежде всего, в биосферных заповедниках «Даурский» (Забайкальский край) и «Убсунурская котловина» (Республика Тува), а также в недавно созданном Сайлюгемском национальном парке (Республика Алтай). При этом постоянные исследования манула проводятся лишь в Даурском заповеднике.
В Забайкалье изучение в последние годы активизировалось из-за роста численности популяции: манулов стали довольно часто встречать. Здесь проводились радиотелеметрические исследования, наблюдения за материнским поведением, собирался материал для изучения физиологических и других биологических особенностей. Но в прошлом году численность кота в заповеднике резко сократилась. Как полагают ученые, из-за снижения количества основной кормовой базы хищника: пищух, полевки Брандта и песчанок.
«По-видимому, такое резкое колебание — естественное явление в природе, характерное для степных экосистем. Тем важнее его изучить. Учеты манула, которые будет проводить заповедник в феврале, покажут, насколько снизилась численность, и нужно ли планировать специальные меры для сохранения», — поясняет собеседница.
Ученые тувинского заповедника «Убсунурская котловина» и Сайлюгемского нацпарка на Алтае собирают сведения о мануле в ходе полевых обследований. В последние два-три года на этих территориях хищника также фиксировали фотоловушки. Удачные снимки манула в конце 2014 года сделал замдиректора Сайлюгемского парка Денис Маликов. Ученые полагают, что несколько десятков животных обитает на юге Алтайского заповедника, в верховьях реки Чулышман с притоками, однако точных данных пока нет.
В 2014 году сотрудники Сибэкоцентра не проводили специальных исследований где-либо в Сибири. В основном они касались других стран ареала манула, главным образом —Казахстана. Устанавливались фотоловушки и в Узбекистане, в горных массивах в Центральных Кызылкумах. Здесь изучение манула еще более актуально, поскольку последние данные о нем были получены еще 30 лет назад.
В то же время Сибэкоцентром продолжается сбор сведений о мануле на Алтае. В прошедшем году были получены снимки с фотоловушек, установленных там еще в 2013 году. Здесь кот населяет территорию, где круглый год выпасается скот. Удивительно, отмечает Барашкова, но это не мешает его жизни.
«А вот планы разработки кобальтовых руд Каракульского месторождения в Кош-Агачском районе вызывают у нас беспокойство. Это местность, очень важная для обитания не только манула, но и снежного барса, алтайского архара, балобана (сокола) и еще ряда редких и угрожаемых видов. Приход туда китайских добывающих компаний и вывоз сырья в Китай грузовиками (транзитом через Монголию) может привести к большим потерям для биоразнообразия российского Алтая», — уточняет Анна.
«Мы видим необходимость повторить зимние следовые учеты манула в основных регионах обитания в России, чтобы отследить динамику и обновить информацию о численности», — говорит собеседница. Она добавляет, что делать это нужно при содействии основных особо охраняемых природных территорий. А также ученые надеются на поддержку региональных природоохранных ведомств.